Хоть я и конструктор, но моя деятельность не относится к прорывным направлениям или захватывающему проектированию. Общие вопросы общего машиностроения .
Типичная задача
Одно из дел, которым я постоянно занимаюсь это рисование шестерёнок. В этот раз сломался редуктор у нас на заводе и мне нужно сделать чертежи на вал и колесо.
Вот они:
Сработались зубья на колесе и валу, плюс на коническом конце вала видны следы оркского демонтажа - отрезан газорезкой кусок со шпоночным пазом. Скорее всего - чтобы не выбивать этот вал целиком из приводимого механизма. Мне повезло дважды. Первый раз в том, что в наличии ОБЕ части зубчатой передачи. Которая по-хорошему должна считаться и устанавливаться только в паре
Итак, начнём. Сначала разберёмся с передачей.
Измеряем шаг зубьев.
Здесь он равен 10,5. Делим его на Пи и получаем окружной модуль mo=3,34. Он примерно совпадает с нормальным. Ближайший нормальный модуль mn=3
Подставляем известные данные.
И получаем необходимые параметры, списка не привожу. Кому интересно, спрашивайте. Если же расчёт не сходится, то приходится менять некоторые величины пока не сойдётся: модуль, межосевое расстояние, количество зубьев и так далее.
Теперь можно делать чертёж. Для начала займёмся валом. Измеряем диаметр и длину каждой ступени, смотрим в справочнике или на сайте производителя размеры недостающей выходной части (выходная часть вала торчит снаружи редуктора и потому её размеры предоставляются производителем как присоединительные). Сначала нарисуем весь вал без зубьев в трёхмерке, потом спроецируем, так будет проще, а потом просто укажем на нём зубья условно.
Чертим контур.
Проворачиваем его и получаем тело детали.
Теперь добавляем резьбу, шпоночный паз, канавки под подшипники (они уже сделаны на этапе рисования контура) и центровые отверстия. И не забываем про фаски .
Осталось только присвоить детали номер с именем и выставить материал. Так как деталь изготавливается несерийно и для собственных нужд, то назначаем в качестве материала сталь 45 ГОСТ 1050-88. Вообще, стали 45 и 40Х это материалы-выручалочки. Если нужно сделать вал или шестерёнку и не указано никаких дополнительных требований - выбираем любой из них, смотря что есть в наличии (ну и да - здравый смысл никто не отменял, а потому если нужно проектировать что-то серьёзное и нет похожего образца, то расчёт на прочность всё же нужно сделать).
Проецируем в чертёж, делаем местные разрезы и выносные элементы.
Всё, рисование кончилось, началась работа. Теперь необходимо указать все необходимые размеры и прочие элементы чертежа.
Все длины ступеней указываем от конца вала, чтобы не набегала погрешность. Для диаметров Ф35 на которых будут сидеть подшипники назначаем квалитет (степень точности) k6, для цилиндрического конца вала квалитет h9. Проставляем допуски расположения для мест посадки подшипников - в нашем случае это радиальное биение не более 0,05. Чтобы вал не вращался "восьмёркой". Шероховатость поверхности под подшипники задаём 0,8; в местах прилегания торцов подшипников 3,2. Цилиндрический конец вала и конус - 1,6. На всё остальное будет действовать неуказанная шероховатость (верхний правый край листа). В технических требованиях (нижний правый край листа над штампом) указываем твёрдость поверхности
Осталось только нарисовать условное изображение зубьев и чертёж готов.
А если мы хотим усложнить себе задачу и построить зубья на модели, то это будет выглядеть вот так:
Чертёж вала готов. Теперь осталось сделать то же самое с колесом, естественно уже без расчёта передачи .