читать дальшеПодкатом
читать дальше
1) Найдите, купите или украдите справочник конструктора - машиностроителя. Автор Анурьев В. И. Это ваш основной справочник и в нём есть почти всё что надо. Пусть в сжатом, иногда непонятном виде, коротко - но ЕСТЬ!
2) На всё или почти всё есть ГОСТ. Даже длины валов, форма и размеры разнообразных канавок под резинки, материалы для разнообразных категорий механизмов, угол конусов на валах - всё гостировано. Не изобретайте велосипеда - откройте справочник Анурьева, перерисуйте, подрисуйте к элементу стрелку и укажите на ней: "Штуковина такая-то ГОСТ ****-**"
3) Когда вам понадобится использовать какой-нибудь ГОСТ для изделия, которое не останется на заводе, а будет продано - ступайте на www.gost.ru и проверьте с помощью формы поиска, действует ли этот стандарт сейчас. Тексты всех ГОСТов, действующих и нет можно найти на www.gostbaza.ru или на www.gosthelp.ru.
4) Оформляйте спецификации на изделия (это такой список всех деталей, из которых изделие собрано, до последней гайки) Я понимаю, что это нудно, неинтересно и бывает проблематично. Однако когда вам соберут из деталей для редуктора пулемёт, а потом покрасят его и отгрузят заказчику - вы будете думать по другому. Недостаток болтов гаек и прокладок в готовом изделии тоже доставляет. Поэтому - вспомните что: "Социализм - это учёт" и составляйте бумаги.
5) Не надейтесь на программу-чертилку. Она нарисует только то, что вы ей зададите.
6) Не забывайте значок диаметра. Иначе вместо чертежа втулки в разрезе у вас получится чертёж короба в разрезе.
7) Как дополнение к пункту 6 - вам изготовят только то, что вы начертили. Если вы начертите вал длиной 100 мм, состоящий из двух ступеней по 80 мм - то сначала в цехе отрежут 100 миллиметровую заготовку, а потом позвонят Вам с вопросом: как в неё втиснуть две ступени по 80 мм.
8) Любите и цените нормоконтролёра, если он есть. В институте - эти люди имеют славу нафиг никому не нужных и зря придирающихся. Однако на производстве - это последний рубеж подстраховки. Именно нормоконтролёр выловит все непроставленные допуски, неупомянутые ГОСТы, лишние обозначения и так далее. Чем тщательнее будет его работа - тем меньше над вашим чертежом будут смеяться токари в цехе.
9) Существует такая вещь, как таблица соответствия шероховатостей поверхности изделия допуску на размер этой поверхности. То есть, если у Вас посадка в системе отверстия, например, H7/k6 при диаметре отверстия от 1 до 3 мм, то самое большое значение шероховатости, которое Вы можете поставить на чертеже - Ra 0,63. Таблица соответствия есть всё в том же справочнике Анурьева.
10) Рано или поздно на рабочее место конструктора внезапно является механик. Механик обычно бывает злобен, покрыт смазкой и преисполнен решительности. Обильно используя профессиональную и нецензурную лексику и сообщив что: - "Накрылась шестерёнка третьей коробки отбора мощности седьмого двигателя нашего космического линкора", являет Вам вышеозначенную шестерёнку, покрытую грязью и маслом. После чего обычно исчезает со словами: -"Нарисуй такую же".
Итак: краткий курс "Как чертить шестерёнки"
Во-первых:
Материализуйте механика обратно - в противном случае его придётся разыскивать в цехе. Далее, вооружившись бумагой и карандашом следует выпытать у него следующие сведения: К какой единице оборудования относится данная шестерня (чаще всего это редуктор), где этот редуктор стоит и как называется. Если название неизвестно - идёте к оборудованию и ищете на нём табличку с данными. Данные тщательно переписываете. Кроме того очень полезно будет спросить, на какой ступени, или входном, или же выходном валу стояла шестерня и является ли она родной. Так как её могли менять раньше, переставив непонятно откуда.
Во-вторых:
Зубчатые колёса Всегда рассчитываются парой. Поэтому нужно забрать себе и парное колесо или вал-шестерню. Если это невозможно (например - редуктор уже собрали и он необходим для работы), узнайте количество зубьев второго колеса, его ширину, диаметр по вершинам зубьев (можно и по впадинам). Обязательно поинтересуйтесь, не знает ли механик модуль нужной вам пары шестерня-колесо. Скорее всего не знает, но вдруг повезёт. Промерьте межосевое расстояние пары, если это возможно (хотя бы приблизительно)
В третьих:
Откройте программу-чертилку и справочник Анурьева. Для начала промерьте штангенциркулем на повреждённой детали всё, что не относится к зубчатой части. Начертите или постройте 3D-модель, как Вам удобнее. Или хотя бы сделайте себе эскиз карандашом на листочке бумаги. Теперь посмотрите на вашу пару зубчатых колёс и определите их тип. Вам скорее всего
достанется цилиндрическая прямозубая/косозубая или коническая пара. Когда научитесь чертить эти - сможете начертить и более сложные случаи (ну, я надеюсь).
В справочнике Анурьева отыщите раздел про зубчатые передачи и откройте параграф про оформление чертежей различный типов зубчатых колёс. Там для каждого типа будет показан образец начертания и приведена таблица необходимых параметров. Для того, чтобы сделать нужную нам шестерню - они нужны все. Таблицу перерисуйте себе на чертёж. Именно её мы и будем заполнять расчётными значениями.
В четвёртых:
Лучше всего будет считать специальной программой или библиотекой типа "КОМПАС-Shaft", но на крайний случай можно и руками. Необходимые формулы есть в справочнике Анурьева и много где ещё. Однако лично я настойчиво рекомендую отыскать книгу Г.А Птицын и В.Н. Кокичев "Расчёт и изготовление зубчатых передач в ремонтном деле. Справочное пособие." Государственное союзное издательство судостроительной промышленности, Ленинград, 1961 год. В ней очень подробно рассмотрены те же формулы с пояснениями и примерами. Очень полезная книга.
В пятых:
Итак, рассмотрим сначала основы расчёта цилиндрической прямозубой передачи.
Здесь и далее Шестернёй я буду называть ведущее зубчатое колесо, а Колесом - ведомое
Первым делом примерно определяем модуль зубчатого колеса. Модуль это такое число, характеризующее нагруженность колеса и его геометрические параметры. От него и пляшут все дальнейшие расчёты. Модуль обозначается буквой m и равен шагу зубьев делённому на число Пи. Шаг зубьев это расстояние, например, от левого верхнего угла одного зуба до левого верхнего угла второго зуба. Или расстояние между правыми углами, или между серединами зубьев - как будет удобно измерять. Измеряем, делим, полученное значение округляем до сотых и смотрим в справочнике стандартный ряд модулей. Ближайшие стандартные значения мы и будем проверять.
Список будет продолжен